18+

Зачем премьер-министр Турции приезжал в Астану?

Визит главы турецкого правительства в Казахстан стал ярким проявлением экономического подхода к дипломатии. Анкаре нужны транспортные пути в обход России и выход на российский рынок в обход ее санкций, —  сообщает сайт Forbes. 

Только бизнес.

Визит в  Астану  турецкого премьера Ахмета Давутоглу и его переговорыс  Нурсултаном Назарбаевым  и  Каримом Масимовым  в информационном пространстве однозначно были связаны наблюдателями только с одной причиной – противостоянием между Москвой и Анкарой. Разногласия были лишь в оценке задач. Одни полагают, что Турция ищет через казахстанского лидера подходы к Путину, другие считают, что Казахстану предлагается роль не посредника, а союзника турецкой стороны. И отсюда жаркие споры в Сети на тему о том, к чьему лагерю лучше примкнуть нашей стране. Споры заведомо бесплодные и беспредметные, где-то даже по-детски наивные. Вроде: ты за «белых» или за «красных»?

Поэтому никто вопрос о выборе стороны и не ставит. Интерес Анкары более прагматичен и заключается в том, чтобы минимизировать потери от санкций,  введенных Москвой, а также снизить зависимость от российской экономики, в первую очередь, в энергетической сфере.

Это показывает и пример Азербайджана, который оказался в похожей с Казахстаном ситуации, имея хорошие отношения и с Россией, и с Турцией. В конце прошлого  года Давутоглу посетил Баку, и там никто не требовал от Азербайджана антироссийской риторики или признания в любви в Турции. Зато был решен конкретный деловой вопрос — по итогам визита прозвучало заявление о решении ускорить строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP)  и завершить его раньше, чем к 2019. По этой трубе азербайджанский газ сможет поставляться через Грузию в Турцию, а далее – в Грецию и Италию, предварительно речь идет о мощности 16 млрд кубометров в год. В перспективе рассматривается и возможность поставок по этому маршруту туркменского и иранского газа.

За какими деловыми договоренностями приезжал премьер Турции в  Астану?

Общая труба.

Также ей хотелось бы и подключения Казахстана к TANAP, однако здесь имеются большие сложности с логистикой. Если нефть доставляется через Каспий танкерами, то для газа нужна или труба по дну Каспия, или терминал для сжижения – и то, и другое дорого и в нынешних условиях вряд ли реалистично. Хотя даже намеки на подобные проекты – уже сильный козырь для Анкары в отношениях с Москвой.

Если говорить об интересах  Казахстана, то экспорт газа по южному направлению для нас пока на повестке дня не стоит. Вот направление экспорта кашаганской нефти вскоре действительно станет актуальным. И это – реальная тема для переговоров, особенно учитывая, что Казахстан стал одним из ведущих участников Северо-Каспийского проекта.

Построить «товаропровод».

Так что нашему бизнесу, также как и турецкому, меньше всего нужно, чтобы объемы сделок падали из-за проблем, вызванных санкционным противостоянием. Поэтому в  Астане, во-первых, несомненно, обсуждался поиск альтернативных транспортных маршрутов в обход России – и не из политического принципа, а из экономической необходимости. 31 января на станцию Достык прибыл экспериментальный контейнерный поезд, проехавший по маршруту Украина – Грузия – Азербайджан — Казахстан – Китай. Первый блин оказался комом, экономика проекта подвергалась жесткой критике. Но маршрут все же проложен. И турецкие компании вполне могут его использовать в случае налаживания сообщения.

Вторая тема – это то, что стоит за словами Давутоглу: «Если Турция – это «двери» в Европу, то Казахстан для Турции – путь на Евразийское пространство». Понятное дело,  что о присоединении Турции к ЕАЭС речь уже не идет. Но для выхода на общий рынок союза это и не требуется. Достаточно отладить схемы, позволяющие проводить поток турецких товаров в Россию через Казахстан. Учитывая все политические нюансы, для этого не годится простой реэкспорт – в больших объемах он не получится и вызовет лишние проблемы с Москвой.  Нужны гораздо более продуманные подходы,  которые и юридически, и экономически обеспечат товарам казахстанское происхождение или содержание. И это уже интересно не только Турции, но  нам, поскольку связано с созданием добавленной стоимости в Казахстане.

Тимур ИСАЕВ, экономист (Астана)