По словам старшего аналитика консалтинговой компании Nielsen Нурбека Сагынбаева, в результате того, что реальные денежные доходы в декабре 2015 года сократились на 7,8 процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, покупательская способность населения тоже показала снижение.
"В такой ситуации естественной моделью поведения для потребителей является экономия: уже с конца 2014 года мы видим, как покупатели сокращали потребление отдельных категорий и меняли свои привычки. Например, согласно аудиту розничной торговли Nielsen в розничных каналах, доля продуктов в экономичном сегменте в таких категориях, как молочные продукты, шоколадные и кондитерские изделия, некоторые категории непродовольственных товаров, выросла в 2015 году. Еще один интересный тренд, с 2014 года растут продажи больших упаковок. Такую тенденцию в большей степени мы наблюдаем среди непродовольственных категорий. Такие, как товары по персональному уходу и по уходу за домом", - объяснил наш собеседник.
Сагынбаев также рассказал, что в течение 2015 года многие категории товаров показывали снижение объемов продаж как в натуральном, так и в ценовом выражении.
Больше всего, по мнению эксперта, пострадали непродовольственные категории. "Это как раз те продукты, на которых покупатели экономят в первую очередь, снижая объемы потребления, покупая продукцию в больших количествах во время сниженных цен или переключаясь на недорогие бренды. В стоимостном выражении только сигаретная категория показала рост в 2015 году. Причиной этому является повышение цен, обусловленное законодательством. Среди продуктовых категорий к концу прошлого года мы наблюдали стабилизацию в чае, газированных напитках, энергетических напитках и некоторых других категориях", - пояснил эксперт.
Вместе с тем, по его информации, несмотря на первые признаки стабилизации к концу года, по данным Nielsen FMCG Index, рынок все равно просел на 7 процентов в натуральном и на 2 процента в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Между тем, по словам генерального директора компании "Оптовый клуб" (торговая сеть "Арзан") Артура Янушевского, покупатели совершили переход в нижестоящие сегменты. Он пояснил, что покупательская способность снизилась за счет экономии потребителей на эксклюзивных товарах, таких как оливковое масло, а также сократилась продажи одежды, спорттоваров и электроники.
"Если раньше посетители сети "Арзан" покупали макароны Granоro, то сейчас останавливают свой выбор на "Макфе". Те, кто покупал "Макфу", стали покупать "Султан". Также повысился спрос на большие упаковки. Люди делают запасы, или несколько семей покупают продукты в складчину, а потом делят на всех. Спрос на импортные фрукты и овощи тоже, конечно, снизился, но на местные остался без изменений. При этом средний чек остался практически на прежнем уровне из-за подорожания продуктов", - поделился такими данными Янушевский.