18+

"Свекор бил и сломал руку": Как живут женщины в приюте для жертв бытового насилия в Астане (фото)

Наверное, мало кто знает, что в Астане есть приют для помощи жертвам бытового насилия. Официально он называется КГУ «Кризисный центр-приют для лиц, попавших в сложную ситуацию вследствие насилия или угрозы насилия» акимата города Астаны" и находится  в старой части города, за ждколледжем.

Если честно, думала увидеть ветхую, списанную акиматом постройку, но увидела современное, шестиэтажное здание с высокими заборами. Сразу при входе - охранник. Он в Центре просто необходим, так как разъяренные мужья и даже свекрови часто приходят сюда разбираться с «услугополучателями» - так в Центре тактично называют жертв бытового насилия.

На сегодняшний день в Центре живут 20 женщин с 13-тью детьми, самому старшему из которых 17 лет, самому младшему нет и года. Старшие дети учатся в школе, после занятий возвращаются в приют. За младшими детьми, если они не на грудном вскармливании и спокойные, могут присматривать социальные работники, пока жертва бытового насилия ищет работу или работает. Правда, "в город" их выпускают строго по пропускам, потому, как говорят в заведении, "они за них отвечают".

                            "Били всей семьей"

Айдане 28 лет. У неё двое детей - одному годик, второму - 9 месяцев. В Кризисном центре живет второй месяц.

По словам женщины, она сбежала не столько от мужа, сколько от его родственников.

 - Меня сильно избивала сестра мужа - кайны апа. Она развелась и вернулась жить к нам. Житья мне не дает, хотя я ей совсем не перечу, как, впрочем, и остальным членам семьи.

Она младше меня на год, но избивала так, что до сих пор синяки не уходят и голова болит. Она же настраивает мужа против меня и он тоже начинает меня бить. Муж говорит, что это её "бауыр", родная кровь, поэтому не будет ей перечить. Я очень боюсь кайны апа, боюсь, что она когда-нибудь меня убьет. И поэтому не хочу возвращаться. Возвращусь к мужу, если он согласится жить отдельно. Мы можем снять квартиру, муж работает, но он этого не хочет", - говорит Айдана.

Женщина признается, что били её и свекровь со свекром. Однажды свекор избил ее так, что сломал руку и ей пришлось лежать в больнице. Тогда она была беременна вторым ребенком на седьмом месяце.

- Я написала заявление, но потом забрала, потому что свекор попросил прощения, - говорит женщина. 

Про Центр ей рассказали соседи. По словам Айданы, в Центре кормят хорошо, четырехразовое питание. Единственное - у неё нет денег, чтобы купить молока для младшего ребенка и она вынуждена давать ему черный чай - из-за нервов у нее пропало молоко. 

Женщина хочет устроится на работу, но дети совсем маленькие.

- У меня педагогическое образование, я закончила колледж. Могла бы работать по своей профессии. Еще я работала кассиром. Я могла бы работать и прокормить детей, но они совсем маленькие и оставить их не с кем. Есть родители, но они живут в районе с семьей брата, у него у самого много детей. Они меня не примут, - говорит Айдана. 

                       "Свекровь со свекром пьют"

Другая постоялица Центра - 23-летняя Нургуль. Девушку еще в 3-летнем возрасте после развода родителей забрала тетя со стороны отца. 

- Если честно, я толком не училась - не было времени. У тети я много работала по дому, было не до учебы. Потом жила у второй тети, потом у третьей. Нянчила их детей, - говорит Нургуль. 

С мужем девушке тоже не повезло. 

- Что интересно, он не пьет, не курит, но характер ужасный. Постоянно бил детей, если они мешали ему спать. В результате старшая трехлетняя дочка получила черепно-мозговую травму, - рассказывает женщина.

Усугубляло положение и поведение свекра со свекровью. По словам девушки, они злоупотребляют алкоголем. 

 - Мы жили все в одной комнате общежития. От них всегда несет перегаром так, что задохнутся можно. А тут дети, они постоянно болеют... Еще постоянные скандалы, выяснение отношений. Если честно, я устала".

О Центре девушке рассказала сердобольный терапевт на участке. Она заняла ей деньги, чтобы девушка смогла добраться до Центра. 

Нургуль на час уходит убирать офисы, оставляя детей социальным работникам Центра. Работу нашла через ОLX. За 1000 тенге, что ей дают за уборку, она покупает еду детям, памперсы и тд. 

                   "Сбежала от мужа с 5-тью детьми"

В Кризисном центре вот уже третий месяц живет женщина с 5-тью детьми. Приехала она из Шымкента. Говорит, что сбежала от мужа, который постоянно её избивал. По словам женщины, она слышала, что муж очень злой и разыскивает её и детей, поэтому боится называть свое имя. 

- Я больше к нему не вернусь. Он меня просто убьет, - коротко резюмирует жертва бытового насилия. 

По словам психолога Центра Жазиры Султанбековой, подавляющее большинство тех, кто получил и получает помощь в их Центре, - это уроженки Южного Казахстана.

- Примерно процентов 80 - это женщины, которые приехали в Астану из Южного Казахстана. Они буквально сбегают от своих мужей-тиранов, родственников в столицу, - говорит Жазира Султанбекова и приводит один из множества примеров: 

- Долгое время в нашем центре жила 37-летняя женщина из Шымкента. У неё трое детей. Муж работал в России, приезжал раз в год на месяц. Все это время она жила с родителями мужа. Они ей ничего не покупали, ходила в обносках. Мало того, заставляли готовить еду, когда не было продуктов. Говорили: "Как хочешь, но еду приготовь".

Муж, приезжая с работы, все деньги отдавал свекрови. Со временем перестал обращать на нее внимания и как на женщину, - говорит психолог.

В Центре женщина оправилась, пришла в себя. Сейчас бывшая жертва бытового насилия снимает в Астане квартиру, сама обеспечивает детей - устроилась работать в школе, где в прошлом году была признана "Лучшим учителем года", в этом году - "Самым разносторонним учителем года". К мужу не вернулась. 

         "Пришла еле живая, но все равно вернулась к мужу"

Недавно в Центр полицейские привезли молодую женщину, у которой не было на теле живого места. 

- Её лицо напоминало сплошной синяк. Даже глаза не открывались. По-моему, у ней даже возникли проблемы со зрением после такого жестокого избиения, -  вспоминает социальный работник центра Ляззат Ахметжанова.

Как оказалось, женщина с мужем проживала в Астане в квартире, которая принадлежит ей. Поссорились из-за купленного автомобиля - кто будет водить.

На следующий день женщина вернулась к мужу по своему желанию - простила.

 " - Говорят, "Бьет- значит любит". Но это миф, - говорит социальный работник. - Это вам скажет любой психолог. Просто женщины любят так себя успокаивать и оправдывают агрессию мужей. Мужчина не имеет права бить женщину, мать своих детей. И женщина не должна терпеть такие издевательства. Прежде всего, она должна научиться уважать и ценить себя. Она мать и, не дай бог, если с ней что-то случится - дети могут остаться сиротами. Это она должна осознавать.  

В качестве примера, когда агрессия со стороны "вторых половинок" приводит к трагедии, Ляззат Ахметжанова приводит случай с поджогом учительницы столичной школы №25 в 2015 году.

- Покойная несколько месяцев жила в нашем центре с тремя детьми. Я её помню. Муж постоянно приезжал, угрожал ей, она пряталась, но он ей нашел и в конце концов убил, - говорит соцработник. 

Условия Центра

В Кризисном центре женщины живут в просторных комнатах - по две семьи, если мало детей. Если несколько детей, то выделяется отдельная комната.

Кормят постояльцев четыре раза в уютной столовой:

На каждом этаже здания - цветы, на стенах - картины. Есть своя сауна, тренажерный зал, библиотека и детская площадка во дворе.

В общем, в приюте довольно уютно, хотя все эти комфортные условия вряд ли заменят женщинам и детям домашнего уюта.

Справка:

За пять лет КГУ «Кризисный центр-приют для лиц, попавших в сложную ситуацию вследствие насилия или угрозы насилия» акимата города Астаны" помог более 800 жертвам бытового и сексуального насилия. Центр оказывает услуги по 8-ми видам направлений, как социально-бытовые, социально- медицинские, - психологические, - экономические, - правовые, - культурные, - трудовые и социально-педагогические.  В приюте попавшие в трудную ситуацию женщины с детьми могут находиться до 6-ти месяцев. Рассчитан Центр на 50 коек-мест.

Читайте также: "Астана лидирует по рождаемости, Алматы - на последнем месте"