Анекдот с бородой. Остановка. Стоит автобус, вот-вот тронется. Вдруг из-за угла показывается мужик и изо всех сил стартует к автобусу. Водитель, смотрит в зеркало заднего вида, ждет. И вдруг из салона кричит кондуктор: «Коля, поехали скорее! Я его знаю, у него проездной».
Автобус – кондуктор – валидатор.
В последнее время стал замечать - как-то изменилась обстановка в городских автобусах. Обстановка стала какая-то грустная, что ли. Думаю, отчего это? А потом понял – кондукторы и валидаторы причина. Нет былого азарта, нет зазывных: «Шанхай! Шанхай! Шарын! Артем!» Если раньше это раздражало, то нынче поскучнело. Уже не крикнешь как прежде нетерпеливо: «Да поехали уже, чего ждать-то!» Водители дисциплинировано берут с места в «галоп», а не ждут до последнего клиента с 90 тенге в кармане.
Но нашего человека просто так не уймешь. Не мытьем, как говорится, так катаньем постарается взять свое. Если вы по какой-то причине сели в автобус без проездной карты, первый вопрос кондуктора: «Когда выходите?». И неизменная просьба – вернуть использованный билет. И что же? А ничего. Сердобольные граждане, практически, не отказывают в просьбе. Наверное, им приятно думать, что делают они благое дело. А благое ли?
Недавно депутаты столичного маслихата приняли решение выделить дополнительно 780,0 млн тенге на поддержку пассажирских перевозок. Общая сумма субсидирования, таким образом, составила на текущий год без малого 2 миллиарда тенге.
Заместитель акима Астаны Сергей ХОРОШУН, объяснил, что первоначально тариф, представленный перевозчиками, превышал 300 тенге за одну поездку. Но комиссии, которая была создана из депутатов, членов Общественного совета, удалось сохранить его (тариф) в пределах 198 тенге. А так же было принято решение, что вместо 106 тенге стоимость одного проезда останется на прежнем уровне – 90 тенге. Более 50 процента стоимости билета за проезд оплачивает бюджет города. И ничего удивительного в этом решении нет. Как опять заметил С. ХОРОШУН, во всем мире принято субсидировать общественный транспорт – это социально значимый объект. И мы должны это понимать.
Должны понимать! Но понимаем ли? Как-то в разговоре один знакомый обмолвился, что его дочь (она работает или работала кондуктором в городском автобусе) с каждой смены приносит не менее 5 000 тенге. Тогда я не придал этому значения. У нас еще очень глубоко в сознании сидит – каждый зарабатывает, как может. Но мы часто путаем понятие зарабатывать с обычным воровством. Если человек где-то помимо основной работы моет пол или рубит дрова за сдельную оплату, он, понятное дело, зарабатывает. Ну а если кондуктор обменивает раз за разом «фантики» на реальные 180 тенге, то это уже воровство. И нас это почему-то устраивает. Хотя если в магазине по ошибке неправильно дадут сдачу в пять тенге, редко кто промолчит.
А теперь возьмите в руки калькулятор и посчитайте, а я вам приведу несколько цифр со слов того же заместителя акима города. В столичных автобусах ежедневно ездят примерно 500,0 тысяч человек. Это на данный момент. В выходные дни – 380,0 тысяч, будние - доходит до 650,0 тысяч. В этих цифрах еще не отражено количество школьников и студентов, а также отпускников: лето – традиционная пора. Я посчитал, а вы? У меня цифры вышли ошеломляющие. Ежедневный оборот денег составляет примерно 45,0 миллионов тенге – 45 000 000 тенге. Ежедневный!
В столице на маршрут каждый день выезжают более тысяч автобусов, и в каждом кондуктор (до недавнего времени). Пусть мой знакомый ради красного словца перегнул палку, пусть не пять, а 2 500 тенге каждый день утекали в «чужие карманы», а не попадали в кассу автопарков. Сколько это будет? Правильно, 2,5 млн тенге. Для верности напишу прописью: два миллиона пятьсот тысяч тенге. И умножьте эту цифирь на 365 дней. Сколько получилось? Не верится? И мне тоже. Но цифры говорят сами за себя, если, конечно, господин Хорошун не ошибся. Но это вряд ли. И вы после этого с эдаким снисходительным видом еще готовы возвращать использованный проездной билет кондуктору? А ведь не зря в народе говорят: «Простота – хуже воровства». По простоте душевной мы просто помогаем обворовывать бюджет города. Лишаем самих себя нового транспорта. А потом возмущаемся, почему автобусы редко ходят, почему не работают кондиционеры в салонах, почему ломаются на маршрутах. Все упирается в финансы. А финансовые потоки, как видите, имеют несколько ручейков. И к одному из этих незаконных ручейков и мы прикладываем руки, точнее, законно приобретенные проездные билеты.
Но с введением валидаторов, ситуация меняется. Поэтому настроение кондукторов не ахти.
Но говоря о наших уважаемых кондукторах, нельзя обойти вниманием и контролеров, число которых сегодня увеличилось в разы. Почти на каждом маршруте они заходят в автобусы с целью выявить так называемых зайцев, т.е. безбилетников. И выявляют. Но почему-то ни разу не видел, чтобы кого-то из них оштрафовали. Что это? Формальный подход к своим обязанностям, добродушие, граничащий с саботажем или установка руководства (что маловероятно)? Не хотелось бы говорить о наших людях плохо, но что делать, если картина складывается такая. Уже больше месяца маршрутные автобусы работают по новому: вход только через переднюю дверь, выход через средние и задние двери. Но мы упорно не хотим учиться этому простому правилу, который принят во всех цивилизованных странах. Может дело в другом? Через переднюю дверь вход контролирует водитель, напоминая оплату за проезд. А через другие двери можно просто «затихариться». Ну, поймает контролер, ну пожурит за несознательность. За вас приложит карточку к валидатору или билет подаст. Вот и все наказание. А если бы пару раз оштрафовали, думается, ситуация изменилась бы коренным образом. Такой опыт уже был в нашей стране: ремни безопасности и тонированные стекла на автомобилях. Помнится, даже руководители подразделений выходили на дороги, помогали инспекторам ДПС сдирать у особо ретивых и «блатных» тонированные пленки. А почему бы это же не применить сейчас. Такое отношение дисциплинировало бы наших не особо сознательных граждан.
Мы с вами частенько любим бурчать в адрес руководителей города, городских учреждений, школ, больниц, городских коммунальных предприятий. И во многом справедливо. Но когда очередь перемен доходит до нас, ведем себя неподобающе. Как с этими многоразовыми билетами.
Сансызбай Ибраев.