На сегодняшний день жители РК удовлетворены уровнем своей потребительской защищенности лишь на 67%. С каждым годом растет количество жалоб на низкое качество товаров и услуг.
Только в 2020 году в Комитет по защите прав потребителей МТИ РК обратилось порядка 21 тыс. граждан — в 3,5 раза больше, чем за 2019 год. В другие госорганы обратилось около 49 тыс. человек (за 2019 год — 30 тыс.). За пять месяцев 2021 года уже поступило более 6 тыс. обращений. Об этом сообщает energyprom.kz.
Такие проблемы с качеством как услуг, так и товаров могут сказаться крайне негативно на здоровье и в целом жизни населения. К примеру, только за девять месяцев текущего года с казахстанских рынков уже изъято более 3,8 тонн опасной пищевой продукции, то есть речь идет непосредственно о еде, потребляемой гражданами страны.
В целом вопрос засилья некачественного, контрафактного или фальсифицированного товара в Казахстане с каждым годом стоит все острее. Помимо жалоб населения и административных нарушений, наблюдается также рост количества уголовных правонарушений.
Так, по итогам десяти месяцев текущего года по статье «Экономическая контрабанда» было зарегистрировано 69 уголовных правонарушений — сразу в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наблюдается также рост количества уголовных дел по следующим статьям:
• «Нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и (или) учетно-контрольными марками, подделка и использование акцизных марок и (или) учетно-контрольных марок» — уже 64 дела;
• «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — уже 57 дел;
• «Незаконное использование товарного знака» — 9 уголовных дел.
Предотвращение проблем, связанных с некачественным, контрафактным и фальсифицированным товаром сегодня — одна из приоритетных задач. При этом если некачественная одежда — чаще всё же потеря времени и средств, хотя и опасность для здоровья тоже может присутствовать, то фальсифицированные лекарства или продукты — это всегда серьёзный риск потери здоровья и даже жизни.
В этих условиях наиболее эффективным инструментом решения проблемы является маркировка товаров. Международная практика показывает, что маркировка товаров гарантирует качество и безопасность товара, оберегая потребителей от подделок и контрафакта. Кроме того, это один из важных инструментов, направленных на уменьшение теневого оборота товаров.
Уже сейчас можно отметить положительные моменты введения маркировки. К примеру, рост поступлений налогов и таможенных платежей в бюджет от реализации меховых изделий за семь месяцев 2019 года вырос на 55% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го.
Но есть и более важные нефинансовые факторы. Так, по данным исследования Nielsen, объём нелегального оборота табачных изделий в Казахстане в 2017 году составил 1,8%, в 2018-м — 2,8%, в 2019-м — 2,3%, в 2020-м — 3% (оценка). По данным ВОЗ, нелегальный оборот табачных изделий в среднем снижает цену на 4% и способствует увеличению всемирного потребления табака на 2%, что, в свою очередь, ведет к гибели около 164 тыс. людей в год. Таким образом, маркировка табачных изделий оберегает здоровье нации.
Единым оператором маркировки в Казахстане определено АО «Казахтелеком». Технологическую поддержку предоставляет ТОО «Казахстанская Марка».
Цифровая маркировка товаров является межнациональным проектом, реализуемым на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). После введения обязательной маркировки ожидается значительное уменьшение доли теневого оборота, который на рынке лёгкой промышленности Казахстана достигает 63% от общего оборота, на рынке обуви — 48,5%, на рынке алкоголя — 25%, в фармацевтике — 12%.
Несмотря на явные положительные моменты и острую необходимость взять под контроль качество и оборот товаров и услуг, в стране наблюдается активная пропаганда противников маркировки. При этом резонных аргументов у противников маркировки нет.
К примеру, распространенный фейк утверждает, что из-за ввода маркировки на обувь цены на товар могут значительно увеличиться (на 30%–50%). Это не соответствует действительности. По данным МИИР РК, в среднем расходы производителей и импортеров, связанные с маркировкой, составят всего 0,1%–2,5% от стоимости одной пары обуви, то есть внедрение цифровой маркировки существенно не отразится на стоимости.