Доля России в общем объёме импорта новых автомобилей в Казахстан до 2019 года составляла более 50%, в 2020–2021 годах на долю России пришлось чуть менее 40%, однако уже за январь–апрель текущего года показатель упал до всего 32,2%.
Уход автоконцернов и приостановка производства в России ожидаемо серьёзно влияют и на авторынок Казахстана. Так, количество импортируемых в Казахстан новых автомобилей за январь–июнь 2022 года составило чуть менее 5,4 тыс. — в 2,4 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Как сообщают аналитики finprom.kz, продажи новых автомобилей в Казахстане сократились лишь на 8%. Доля отечественных автомобилей в общем объёме продаж за год увеличилась с 62,7% до 75,9%.
В то же время, из России в Казахстан импортировались не только сами авто, но и комплектующие для производства легковых автомобилей марок Lada, Kia, Hyundai, Renault, а также лёгких коммерческих и коммерческих автомобилей марок GAZ, KAMAZ, URAL. Пока сложно оценить, насколько тяжёлый урон нанесёт авторынку Казахстана ситуация в России и чем смогут ответить наши импортёры и автопроизводители.
В сложившейся ситуации перед Казахстаном может встать ещё один вызов: вывоз новых автомобилей в Россию. В российских СМИ появляется всё больше публикаций о том, как купить и привезти автомобиль из Казахстана. В этом россиянам сейчас помогают частные казахстанские перекупщики. Согласно отчёту ГИБДД за 2021 год, автомобильный парк РФ достигает 64 млн автомобилей. Ежегодные продажи новых авто — около 1,5 млн единиц. В то же время казахстанский автопарк составляет всего 4,5 млн авто, из них 1 млн — новые. В сложившихся условиях парк новых автомобилей может быстро «уехать» из РК в РФ.
Ранее сообщалось, что цены на авиаперелёты выросли более чем на 26%.