18+

Самокаты, вейпы, лудоманы – главные проблемы Казахстана?

В Казахстане множество буквально кричащих социальных проблем. Насилие в семьях, нехватка рабочих мест в моногородах и отдельных регионах, подростковая преступность, наркомания. Однако по выступлениям депутатов и обсуждаемым ими законодательным идеям создаётся впечатление, что в стране нет более серьёзных проблем, чем вейпы, электросамокаты или игроки в карты

300 заявлений на домашних тиранов каждые сутки

20 ноября Генеральная прокуратура совместно с МВД обнародовала совершенно шокирующую статистику: каждый день (!) в полицию поступает в среднем 300 заявлений по фактам бытового насилия в семьях. Ежедневно пишут заявления в полицию 300 женщин, которых избивают мужья-абьюзеры (часто избивают также и детей). А сколько не звонят «102» и не заявляют, потому что боятся?

50 тысяч (!) семейных тиранов были привлечены к административной ответственности за десять месяцев этого года. По уголовным статьям осуждены более 700 человек. Страшные цифры. И это, повторимся, только те факты, которые доходят до суда. Социологи считают, что фактически масштабы проблемы в 15-20 раз больше: очень многие женщины либо боятся обращаться к полицейским, либо их обращения игнорируются. В прокуратуре рассказали о женщине из Костанайской области, которая обращалась в полицию 49 раз, прежде чем её убил муж. Как отмечают юристы, проблема в подобных случаях не только и не столько в бездействии полицейских, сколько в «беззубых» законах, которые необходимо срочно дорабатывать и менять. Почему, например, за нанесение среднего и тяжкого вреда здоровью постороннему человеку есть уголовные статьи, а за аналогичные действия в отношении члена своей семьи (домашнее насилие) можно отделаться административной?

Огромное поле работы для законодателя. Причём – срочной работы. Проблема буквально кричащая. Однако вместо этого наши парламентарии озабочены совсем другими вопросами. Например, уже который месяц обсуждается вопрос, вводить или не вводить водительские права для лиц, передвигающихся на электросамокатах. Ограничение для них по возрасту уже ввели, хотя это выглядит достаточно комично. Многие задаются вопросом, чем физически электросамокат отличается от обычного велосипеда, кроме наличия электромотора. Скорость у него такая же, габариты схожие. Давайте тогда уже и от велосипедистов начнём требовать водительские права. Ограничим их возраст, чтобы не моложе 18-ти, отберём велосипеды у детей. Заняться ведь больше нечем серьёзным людям в парламенте

«Кристаллы», «скорости», «меф»: вымирающее поколение?

Пугающие масштабы приобретает наркомания. Легко доступные по цене любому подростку так называемые «соли» – синтетические наркотики – привели к их широкому распространению среди школьников и студентов. Да и не только. Как рассказал в одном из интервью директор крупного рехаба, где проходят курс восстановительной терапии анонимные пациенты с тяжёлой наркозависимостью, среди его клиентов есть и успешные менеджеры, и сотрудники правоохранительных органов, и госслужащие. «Синтетика» вызывает сильнейшую зависимость уже с первого приёма, и человек может потреблять её годами, при этом выглядит вполне нормально и ведёт обычный образ жизни. Окружающие могут и не догадываться, что рядом с ними – наркоман. Однако прогноз жизни у этих людей совсем короткий – максимум 3-5 лет. Со временем зависимость приводит к росту потребления и психическим расстройствам, а завершается всё это, как правило, остановкой сердца: синтетические наркотики провоцируют постоянную тахикардию и аритмию, не выдерживает даже молодой организм.

Не пора ли законодателю заняться кардинальным решением данной проблемы? Изучив, например, опыт Китая, Филиппин и других стран, где хотя и жестокими, крайними мерами наказания, но смогли-таки разрушить индустрию наркодилеров, тогда как в Казахстане благодаря относительно мягким законам и коррупции в правоохранительной системе её сети повсеместно растут.

Но нет, вместо того чтобы обсуждать противодействие смертельным «солям», в парламенте уже второй год кипят страсти по вейпам. На полном серьёзе додумались их запретить, мотивируя тем, что к «парилкам» массово пристрастились подростки. Хотя вейпы изначально не создавались для несовершеннолетних. Они разработаны для взрослых курильщиков как продукт пониженного вреда – ибо медиками доказано, что именно табачный дым содержит сотни ядов, провоцирующих рак и другие болезни курящих. Гаджеты-испарители, позволяющие вдыхать никотин без дыма, в составе обычного пара, считаются в мире продуктом пониженного риска. Не зря в развитых странах власти активно продвигают и пропагандируют вейпинг как менее вредную замену курению. В Великобритании, например, благодаря таким подходам курят уже менее 10 % взрослых жителей (тогда как в 2010-м дымили около половины). И на этом фоне казахстанские законодатели не нашли ничего лучше, как предложить полный запрет вейпов? По их мнению, будет лучше, если народ и дальше будет травит себя сигаретами?

Как и табак, и алкоголь, вейпы – товар только для взрослых. Помнится, лет 10-15 назад казахстанская «школота» точно так же, как сегодня пресловутыми одноразками, баловалась обычным табаком, но ведь никто из-за этого не додумался запрещать сигареты. Или – запрещать алкоголь, чтобы его не употребляли подростки. Вопрос здесь заключается исключительно в эффективном регулировании: необходимо создать такую законодательную базу, чтобы подростку ни при каких обстоятельствах не мог попасть в руки вейп, пачка сигарет или бутылка пива. Это вопрос законодательства и его выполнения, вопрос контроля торговых точек – задача, которая должна решаться профессионально и взвешенно на государственном уровне. Популизм в таких вопросах неприемлем.

Жанаозен, Темиртау, Шахтинск: безработица и взрывы в шахтах

Безработица и отсутствие социальных лифтов для молодёжи также остаются острейшей проблемой, особенно в отдельных моногородах, таких как печально известный Жанаозен. Сколько власти ни принимали мер, чтобы купировать там социальную напряжённость, особых результатов пока не видно. К трудному вопросу о том, как заставить работодателей в сфере крупной промышленности (в частности – нефтянки, как в Жанаозене, или горнодобывающего сектора, как в том же Шахтинске или Темиртау) открывать больше рабочих мест, добавляется вопрос о промышленной безопасности. Недавняя трагедия в Темиртау, которая унесла жизни 46 горняков и привела в итоге к разрыву отношений между правительством Казахстана и индийским магнатом Митталом, заставляет задуматься опять-таки о формировании более строгой и системной законодательной базы в вопросе безопасности труда. Такой, которая исключила бы лазейки и не позволила таким горе-инвесторам, как Миттал и ему подобные, пренебрегать человеческими жизнями и здоровьем людей.

Разве всё это не поле деятельности для профессиональных законодателей? Ещё какое! Но нет, вместо этого наш депутатский корпус озабочен игроками в карты, лотереи и рулетки. Лудомания, лудомания, лудомания – на эту тему чуть ли не каждый день дают интервью мажилисмены, тема не сходит с экранов телевизоров и новостных лент. О повсеместном засилье игры трубят буквально из каждого утюга, хотя социологические данные свидетельствуют, что в Казахстане количество игроманов на порядки меньше, чем в ряде развитых стран. Неужели пресловутые игроки в карты и рулетки – более важная проблема, чем тысячи избиваемых семейными тиранами женщин и детей, или умирающие в 20-25 лет от «солей» молодые люди, или повальная безработица в ряде городов и целых регионов?

Хотелось бы понять, что мешает казахстанскому законодателю сосредоточиться на действительно важных проблемах общества и государства вместо того, чтобы тратить время на рулетки, самокаты и вейпы.