В Антикоре проанализировали коррупционные риски в сфере финансирования спорта.
Антикор совместно с Минтуризма провели внешний анализ коррупционных рисков в сфере финансирования спорта. Результаты показали системные коррупционные риски, препятствующие развитию отечественного спорта и достижению высоких показателей на мировой спортивной арене.
Только за последние 6 лет финансирование спортивной отрасли составило порядка 1,4 триллиона тенге:
- 2018 г. – 165 млрд тенге
- 2019 г. – 204 млрд тенге
- 2020 г. – 177 млрд тенге
- 2021 г. – 223 млрд тенге
- 2022 г. – 296 млрд тенге
- 2023 г. – 340 млрд тенге
На текущий и предстоящие два года запланировано выделить из бюджета ещё 1,3 триллиона тенге.
Одной из причин этого являются системные коррупционные риски, способствующие нерациональным тратам и хищению госсредств.
Кроме того, в Антикоре отметили, что в стране основное внимание уделяется «краткосрочным успехам, достигаемым за счёт натурализации иностранных игроков, в то время как системная работа по развитию собственных спортивных кадров недостаточно поддерживается».
За годы независимости Казахстан приобрёл 126 иностранцев на олимпийские виды спорта, из которых каждый второй в дальнейшем вернулся в свою страну.
Из-за отсутствия приоритетных видов спорта высших достижений финансируются непопулярные и безрезультативные виды спорта. За 2023 год по 31 виду спорта нет ни одной медали. В 2024 году количество финансируемых направлений выросло до 141 вида. Так, по летним олимпийским видам спорта Казахстан развивает 44 вида, по зимним – 13. Почти 60% финансируемых направлений спорта высших достижений относятся к неолимпийским – 84 (из 141). Ежегодно на развитие этих видов уходит 18 млрд тенге (за 2023 год на олимпийские виды затрачено 296 млрд тенге, неолимпийские – 18, иные расходы – 11 млрд тенге). За рубежом приоритет отдают «точечным» направлениям спорта (в Великобритании развивают 19 видов летних олимпийских игр, в Германии – 18, в Австралии – 12).
Также в Антикоре отметили недостаток современных спортивных объектов, который ограничивает возможности для качественной подготовки спортсменов. Это особенно ощутимо в регионах, где спортивные сооружения часто недоступны или находятся в неудовлетворительном состоянии. Концепция развития физической культуры и спорта на 2023–2029 годы сфокусирована на нехватке обычных пеших троп и велосипедных дорожек, тогда как в стране дефицит 374,2 тысяч квадратных метров крытых спортсооружений, 376,4 тысяч квадратных метров бассейнов.
Вместо строительства спорткомплексов и футбольных академий спортивные организации огромные деньги тратили на содержание легионеров. К примеру, самый дорогой ФК «Астана» (50 млрд тенге за 2018-2023 годы) не имеет собственной футбольной академии и инфраструктуры. За 6 лет на аренду футбольных полей и помещений клуб потратил 1,4 млрд тенге.
Также в Антикоре отметили непрозрачный отбор спортсменов для участия в международных соревнованиях и полное отсутствие цифровизации процессов.
Разработка запланированной национальной цифровой платформы Е-sport, которую планировали внедрить ещё в 2020 году, не велась.
Всё это привело к бесконтрольному освоению бюджетных средств и отбору аффилированных поставщиков, фиктивным учебно-тренировочным сборам и аренде спортивных объектов, завышению оплаты труда легионеров, двойному финансированию.
По итогам анализа Антикор внёс рекомендации по пересмотру приоритетов развития спорта, увеличению бюджета на массовый и детский спорт, централизации финансирования, развитию собственной инфраструктуры и детских академий, а также внедрению цифровизации.
Читайте также:
Елена Рыбакина опустилась на пятое место рейтинга WTA