18+

Казахстанские потребители стали чаще жаловаться на нарушение своих прав

Иллюстративное изображение с сайта Pixabay

Статистика жалоб на потребительские нарушения продолжает расти, сообщает пресс-служба комитета по защите прав потребителей МТИ РК. 

Председатель комитета Аскар Тынысбеков отметил, что только за 9 месяцев этого года к ним и в региональные органы поступило более 42 тысяч жалоб. Темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 130,4% (в 2023 году за 9 месяцев поступило 32899 обращений).

Аналогично рост наблюдается и в других госорганах: более 115 тысяч обращений поступило в различные профильные ведомства и местные исполнительные органы за тот же период. Это подтверждает, что в таких сферах, как розничная и электронная торговля, бытовые услуги, транспорт и связь, сохраняются многочисленные проблемы.

Наибольшее число жалоб зафиксировано в розничной торговле (43,7%) и электронной коммерции (23,2%). Тревожным является рост нарушений в медицинских (на 130%) и туристских услугах (на 156%).

По результатам независимого социологического исследования за 2023 год, больше всего казахстанцы недовольны услугами в сферах здравоохранения, транспорта, финансов, интернет-провайдинга, а также в сферах туризма и образования. Степень недовольства потребителей качеством предоставляемых услуг в этих отраслях стабильно высокая.

Новые инициативы в законодательстве по защите прав потребителей внесли в виде поправок в закон «О защите прав потребителей». Законопроект уже одобрен в первом чтении депутатами Мажилиса и включает важные нововведения.

В числе поправок:

  • Возможность потребителей выбирать, каким образом защищать свои права: через суд или госорганы.
  • Введение института омбудсмена по защите прав потребителей.
  • Введение ответственности для предпринимателей за нарушение прав потребителей в виде штрафов.
  • Распространение базовых принципов защиты прав потребителей на все сферы услуг (ЖКХ, связь, туризм и др.) и усиление межведомственной координации.
  • Требование обязать владельцев электронных торговых площадок заключать договоры с предпринимателями.

Невыполнение этих требований будет нести не только финансовую ответственность для недобросовестных продавцов, но и может привести к их удалению с электронной платформы.

При этом электронная торговля продолжает оставаться одной из проблемных сфер в части защиты прав потребителей. На услуги в этой отрасли за 9 месяцев 2024 года в комитет поступило более 9,5 тысяч жалоб, рост составил 147% (в 2023 году – 6,4 тыс. обращений).

Читайте также:

Казахстанцы могут присвоить и упразднить адрес недвижимости через eGov