18+

В нормах законов о дорожном движении и автостраховании обнаружили несоответствие Конституции Казахстана

Иллюстративное изображение с сайта Pixabay

В законах Казахстана, касающихся автотранспорта обнаружили несоответствие основному закону страны, сообщает пресс-служба Конституционного суда.

Казахстанец, постоянно проживающий за рубежом и имеющий зарегистрированный за границей автомобиль, на котором он приезжал в Казахстан, обратился в Конституционный суд, так как ему отказали в обязательном страховании гражданско-правовой ответственности авто на основании непризнания его находящимся в международном движении.

Согласно пункту 1 статьи 65 закона о дорожном движении, находящимся в международном движении по территории Казахстана считается транспорт, эксплуатируемый иностранцем без вида на жительство, одновременно соответствующий трём критериям:

  • принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему постоянное место жительства или местонахождение за пределами республики;
  • не зарегистрировано в Казахстане;
  • временно ввезено в страну.

Статус позволяет транспорту находиться в Казахстане без регистрации до одного года и освобождает от от процедур растаможивания.

Согласно пункту 5-2 закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспорта, заключение договора обязательной автостраховки не допускается с владельцами авто, не находящихся в международном движении по стране, кроме машин, зарегистрированных или подлежащих регистрации в территориальных подразделениях уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения.

«Эти изменения в законах приняты в 2022 году для предупреждения незаконного ввоза транспортных средств и их эксплуатации на территории Казахстана на основании доверенности сроком более одного года, без надлежащей регистрации и таможенной очистки. На тот момент законодательство признавало находящимися в международном движении транспортные средства, принадлежащие любому лицу, постоянно проживающему за рубежом, без учёта статуса владельцев и принадлежности транспортного средства», – говорится в сообщении суда.

Поправки не учитывали вопросы граждан, владеющих автомобилями и пользующихся ими лично во время приездов в Казахстан.

«Согласно ратифицированной Казахстаном Конвенции о дорожном движении, транспортное средство считается находящимся в международном движении в силу принадлежности физическому лицу, имеющему обычное местожительство вне государства и временного его ввоза в это государство, без привязки к гражданству. Приоритетом должен быть факт места жительства (обычного, постоянного) в государстве, где сосредоточены основные жизненные интересы физического лица», – заявили в Конституционном суде.

Таким образом, в суде пришли к выводу, что эти нормы не во всех случаях соответствуют Конституции и дали правительству рекомендации по совершенствованию законодательства.

Читайте также:

Главная причина плохих дорог в Казахстане – коррупция, заявил Антикор