Анализ в сфере строительства дорог выявил более 1,2 тысяч коррупционных рисков, которые установлены на всех процессах от планирования до освоения средств и приемки работ, сообщает Антикор.
Сейчас проекты проверяются вручную, что создаёт условия для явного завышения смет – установлен 591 факт на 11 млрд тенге. Это позволяет нечистоплотным экспертам за вознаграждения давать заключения без замечаний.
Всего Министерству транспорта дали около 100 рекомендаций по автоматизации процессов составления и экспертизы ПСД, усилению полномочий Наццентра качества дорожных активов, ужесточению ответственности технадзора, созданию цифровой карты автодорог и другие.
В 2024 году из 258 сопровождаемых участков приняли в эксплуатацию 119 протяжённостью 1,8 тыс. км, устранено 95% выявленных дефектов.
Для исключения коррупции в сфере дорожного строительства начали применять механизм «окрашивания денег». Принято решение масштабировать проект на всю дорожную отрасль, которая является одной из проблемных. Будет оцифрован весь цикл планирования и движения бюджетных средств.
Проект по «окрашиванию денег» реализуется при содействии Нацбанка и Минфина на платформе «Цифровой тенге». В рамках пилота предусматривается «маркировка» каждого тенге, что позволяет отслеживать движение средств вплоть до конечных поставщиков.
Читайте также:
Как изменились «детские» пособия с начала 2025 года в Казахстане