18+

Психологи прокомментировали поведение общества в связи с делом Алиби Жумагулова

Движение в защиту Алиби Жумагулова демонстрирует рост общественной сознательности казахстанцев. С таким мнением ознакомился корреспондентToday.kz в беседах со специалистами в области социологии и психологии. Некоторые психологи считают, что большинство активистов в поддержку парня преследует личные цели самовыражения и испытывают потребность в собственной безопасности.

Кандидат психологических наук, доцент Анар Валиева из Астаны считает, что активная позиция большого количества людей в ситуациях, подобных ситуации с Алиби Жумагуловым, связана с первой эмоциональной подачей информации об избиении парня, которая сразу же "перетянула" большинство граждан на его сторону.

"Во многих социальных ситуациях люди принимают сторону жертвы. Если показать человеку фотографию избитого парня, эмоционально написать, как и по чьей вине это произошло, а затем продемонстрировать фото замешанной в ситуации красивой девушки-модели на фоне дорогой машины, то чью сторону вы примете? Большинство изначально приняло сторону Алиби, при этом не интересуясь второй стороной. На человека в соцсети сильно воздействует первая информация о событии или мнение о нем, чем эмоциональнее она будет, тем больше человек поддается воздействию. Следует отметить: чем больше группа, тем быстрее происходит передача от человека к человеку эмоций, настроения. При этом изменение эмоций влияет на изменение поведения в сообществе", - говорит психолог.

По ее мнению, большинство интернет-пользователей ищет в соцсети возможность свободного выражения своего мнения, а также решает проблему личной идентификации в обществе.

"Если раньше люди обсуждали дома, на работе, на партсобраниях, на пятиминутках; оказывали помощь непосредственно: сосед соседу, коллектив сослуживцу, как говорится "с миру по нитке", то сейчас те же желания и действия людей, но обличенные в форму обсуждения на форуме или организации групп поддержки в соцсети. Потребности людей в таком общении разнообразны: мотивы группирования, чувство принадлежности к группе, решение проблемы личной идентификации, выражения в безопасных условиях своего мнения, потребность в свободе, в самовыражении, потребность во власти, в манипулировании. Человек, находясь в группе, разделяет свою личную ответственность с членами сообщества. Поэтому люди становятся активнее, смелее и порой агрессивнее, чем нежели они говорили лично", - говорит Анар Валиева.

По ее словам, люди, находясь в любой группе, не только виртуальной, меньше анализируют аргументацию, а реагируют на отдельные утверждения или просто соглашаются с ними.

"Это психологические особенности поведения человека в ситуациях восприятия информации в условиях группы. Любая информация о жестокости, насилии пробуждают наши бессознательные базовые потребности в безопасности. Поэтому желание обсудить, выразить свои эмоции, страхи, объединиться в общую группу – это способ решения проблемы личной безопасности и контроля в своей жизни. В таких ситуациях человек реагирует на основе эмоционального интеллекта. Эмоции направляют наше внимание на определенную информацию и игнорирование другой, они готовят нас к определенным действиям и влияют на наши мысли", - пояснила психолог.

Директор психологического центра "Келешек" Наталья Семененко считает, что проявление защиты со стороны общества в отношении Алиби Жумагулова - ничто иное как потребность в собственной безопасности.

"Сейчас появляется мнение, что оба участника – Кайрат Жамалиев и Алиби Жумагулов - неправы. Тем не менее нападение трех человек на одного и его избиение – это насилие. И оно всегда болезненно воспринимается обществом. В основе активности людей в данном случае – страх, что подобное может случиться с каждым из нас. Поскольку любой человек может оказаться в ситуации, когда проявление его симпатии и чувств могут кому-то не понравиться. Поэтому люди объединяются, готовы помогать и стремятся встать на защиту пострадавшего, чтобы остановить "беспредел". Люди выживают, пока умеют объединяться. Возможно, в действиях Алиби было не все правильно, однако факты говорят за себя – парень был жестоко избит. Когда применяется насилие это вызывает протест в обществе", - говорит она.

По ее мнению, инцидент в стиле 1990-х годов получил бы такой же общественный резонанс и 20 лет назад.

"Единственное отличие в том, что тогда не было такой силы социальных сетей, защиты со стороны правоохранительных органов", - утверждает психолог.

По мнению Натальи Семененко, движение в защиту Алиби Жумагулова демонстрирует рост общественной сознательности казахстанцев.

"Сегодня в мире появляется множество общественных движений по защите тех или иных групп людей. Движение в защиту Алиби Жумагулова говорит о том, что мы - демократическое общество. Это говорит о том, что наша сознательность, ответственность и активность растут", - считает психолог.