• Главная
  • Интервью с профессором Сердаром Ораздурдыевым о саморазвитии студентов
Новости компаний
14:26, 14 ноября 2019 г.

Интервью с профессором Сердаром Ораздурдыевым о саморазвитии студентов

Новости компаний

«Саморазвитие – это не только ключевая предпосылка успешного освоения учебного материала, но и важнейший результат образовательного процесса»: интервью с профессором С. Б. Ораздурдыевым о готовности студентов к личностному росту и путях повышения этой готовности.

Сердар Бегнарлыевич Ораздурдыев, профессор и заведующий кафедрой информационных наук и кибербезопасности Марийского государственного нефтегазового образовательного колледжа в Туркменистане, активно исследует проблемы личностного и профессионального развития студентов. В этом интервью мы обсудим, как важность саморазвития студентов сочетается с технической подготовкой и что можно сделать для повышения их готовности к активному личностному росту.

Современное образование в Туркменистане, как и во многих других странах, направлено на студентоцентрированное обучение, где студент играет главную роль в формировании своей образовательной траектории. Какова роль саморазвития в этом контексте, и какие внутренние факторы вы исследуете для повышения его эффективности?

Совершенно верно, что саморазвитие является не только условием для успешного освоения учебной программы, но и важнейшей целью образования. Особенно в Туркменистане, где образование становится всё более ориентированным на активную роль студентов в процессе обучения. Важно, чтобы студенты могли не просто осваивать знания, но и развивать навыки самообразования и личностного роста. В своих исследованиях я обращаю внимание на такие внутренние факторы, как осознание жизненных целей, рефлексия над жизненным опытом и стремление к самосовершенствованию. Это способствует повышению не только академической успеваемости, но и общему гармоничному развитию личности.

Как вы оцениваете особенности подготовки студентов технических направлений в Туркменистане в контексте саморазвития?

Обучение на технических специальностях требует не только знаний, но и навыков, относящихся к личностному развитию. В Туркменистане технические профессии становятся всё более востребованными, и очень важно, чтобы студенты обладали не только практическими умениями, но и способностью к самообразованию, личной рефлексии и самореализации. В этом контексте важно отметить, что техническое образование зачастую акцентирует внимание на логическом, аналитическом подходе, что может ограничивать развитие «мягких» навыков. Поэтому наш колледж активно развивает дополнительные курсы и тренинги, направленные на формирование у студентов таких навыков, как самопознание, управление личностными ресурсами и готовность к постоянному саморазвитию.

Могут ли подходы, характерные для гуманитарных и технических дисциплин, влиять на саморазвитие студентов? Есть ли различия в этих подходах для «физиков» и «лириков»?

В современном образовательном контексте, когда грани между гуманитарными и техническими науками становятся всё более размытыми, важно понимать, что саморазвитие невозможно без учета многообразия личных качеств. Разница между «физиками» и «лириками», возможно, существует в том, как студенты подходят к самореализации в своей профессиональной деятельности, но внутренние движущие силы, такие как стремление к самопознанию, открытость новому и рефлексия, одинаково важны для всех. В Туркменистане, где профессии в области IT и инженерии становятся всё более популярными, мы замечаем, что даже студенты технических специальностей становятся более открытыми к личностному росту, стремясь сочетать технические знания с эмоциональной и социальной зрелостью.

Вы исследуете понятие «концепция жизненного пути» (life course conception). Что оно собой представляет, и как это связано с саморазвитием студентов в Туркменистане?

Концепция жизненного пути представляет собой субъективное восприятие человеком своей жизни в целом, начиная от прошлого и заканчивая будущим, с акцентом на ключевые события и цели. Это концептуальное понимание жизненного пути важно для саморазвития, поскольку оно помогает студентам осознать, как их прошлые выборы и действия влияют на настоящее и как эти знания могут быть использованы для планирования будущего. В Туркменистане, где все больше студентов стремится к осознанному саморазвитию, такой подход становится полезным инструментом для выстраивания их жизненной и профессиональной траектории.

Как вам удалось структурировать и обобщить результаты вашего исследования, учитывая, что многие понятия, связанные с саморазвитием, трудно формализуемы?

Да, действительно, такие понятия, как представления о жизненном пути и готовность к саморазвитию, не всегда легко поддаются формализации. Мы подошли к этому вопросу через создание четких индикаторов и критериев для оценки этих концептов. В процессе работы мы разработали анкетные и тестовые методики, которые позволили нам объективно и систематически изучить различные аспекты личностного роста студентов. Мы провели несколько тестов и корректировок, что позволило получить более точные данные для анализа.

Может ли темперамент студента влиять на его способность к саморазвитию? Например, легче ли саморазвиваться сангвиникам, чем холерикам?

Темперамент может оказывать влияние на стиль саморазвития, но сам процесс зависит от внутренней мотивации и стремления к росту. Саморазвитие — это скорее процесс, связанный с осознанием своих целей и личных ценностей, чем с особенностями темперамента. В Туркменистане, как и в других странах, мы видим, что студенты с разным темпераментом способны к самосовершенствованию, если они понимают важность этого процесса для реализации своих жизненных целей.

Вы реализовали программу «Life course conception», которая включает как групповые занятия, так и индивидуальную работу. Какие элементы программы вызвали наибольший интерес у студентов?

Программа, направленная на развитие самопознания и осознания личных целей, привлекла студентов благодаря тренингам, которые включали элементы психологической рефлексии. Занятия, направленные на работу с жизненным опытом и постановку целей, позволили студентам лучше понять свои сильные стороны и разобраться в своих настоящих стремлениях. Студенты отметили, что такие тренировки помогли им найти новый взгляд на свою жизнь и понять важность постановки четких целей.

Каким образом можно активизировать внутреннюю мотивацию для более продуктивного саморазвития?

Для того чтобы мотивировать себя на саморазвитие, важно определить, что является важным и значимым для человека. Саморазвитие происходит, когда человек осознает, зачем он развивает свои способности, как это связано с его жизненными целями. Ключевым моментом здесь является самопринятие, уверенность в себе и понимание своих сильных сторон. В Туркменистане, как и в других странах, важно помочь студентам понять, что ошибки и неудачи — это не преграды, а возможности для роста и улучшения. Саморазвитие становится более продуктивным, когда студент осознает, что любое событие жизни можно воспринимать как шанс для дальнейшего совершенствования.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Сердар Ораздурдыев #саморазвитие #интервью
Объявления
live comments feed...